velannikova (velannikova) wrote,
velannikova
velannikova

Categories:

Венский Cецессион - Wiener Seсession:

перепост http://archigrafo.livejournal.com/146421.html?thread=2210293

Город Вена. Выставочного павильон Сецессион
(1897-1898 гг., арх. Йозеф Хоффман, Йозеф Мария Ольбрих),
Stadt Wien. Ausstellungsgebäude der Wiener Secession
(1897-1898, Arch. Joseph Maria Olbrich, Josef Hoffmann).

Сецессион - (от нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление), название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму.

Венский Сецессион, получивший название "сецессионстиль" (Sezessionsstil) - возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского "модерна". Ядром "Венского Сецесииона" стал журнал "Вер сакрум" ("Ver Sacrum"), ставший органом австрийского литературного символизма - главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.


[DEUTSCH] Die Wiener Secession ist eine Künstlervereinigung. Mit "Wiener Secession" bezeichnet man auch die Wiener Variante des Jugendstil.

Die Wiener Secession wurde am 3. April 1897 von Gustav Klimt, Koloman Moser, Josef Hoffmann, Joseph Maria Olbrich, Max Kurzweil und anderen Künstlern als Abspaltung (Secession) vom Wiener Künstlerhaus gegründet, da die Künstler den am Künstlerhaus vorherrschenden Konservatismus und traditionellen am Historismus orientierten Kunstbegriff ablehnten. Vorbilder waren die Berliner und Münchner Sezession. Die erste Ausstellung fand 1898 statt.

Große Verdienste erwarb sich die Gruppe mit ihrer Ausstellungspolitik, durch die etwa die französischen Impressionisten dem Wiener Publikum zugänglich gemacht wurden. Ebenfalls 1898 wurde das Ausstellungshaus von Olbrich, einem Schüler Otto Wagners, auf einem von der Stadt Wien zur Verfügung gestellten Grund an der Wienzeile erbaut. Dieses Ausstellungsgebäude wird in Wien ebenfalls als Secession bezeichnet.

Die Secession zeigt im Grund- und Aufriß eine sehr einfache Geometrie. Das Gebäude bedeckt rund 1000m2 Grundfläche und ist über einem zentralisierenden Grundriß errichtet. Für den Eingangs- und Ausstellungstrakt verschränkt Joseph Maria Olbrich und Josef Hoffmann das Grundmotiv eines Quadrats zu mehreren kreuzförmigen Ordnungen. Die strenge Geometrie wird jedoch von Olbrich nur als genereller Rahmen verwendet, den er mit geschwungenen Linien, Kurvaturen und Überschneidungen umspielt. Der Eingangsbereich wird von hermetischen Blöcken flankiert und von vier Pylonen überragt, welche die Kuppel umfassen. Der Lorbeer ist das dominierende symbolische Element am fertigen Bau. Er findet sich auf den Pilastern des Vordertraktes und der Eingangsnische wieder, er zeigt sich an verschiedenen Kranzmotiven an der Seitenfassade und er überragt das Gebäude in der aus 3000 vergoldeten Blättern und 700 Beeren bestehenden Kuppel. Den Eingangsbereich zieren außerdem drei Gorgonenhäupter, die die architektonischen, bildhauerischen und malerischen Künste repräsentieren. Joseph Maria Olbrich verband den Bau mit einer symbolischen Zeichensprache, die hier eine neue und unakademische Anwendung fand. 

Die Wiener Secession wurde in ihrer hundertjährigen Geschichte mehrfach renoviert und umgebaut. Schon 1901 wurde die Eingangshalle umgestaltet. 1908 wurden Teile des Dekors, aber auch der Spruch "Der Zeit ihre Kunst. Der Kunst ihre Freiheit" entfernt. Ende des Zweiten Weltkriegs wurde das Haus durch Bomben beschädigt und beim Abzug der Deutschen Wehrmacht in Brand gesteckt. Die Renovierung 1984-1985 erfolgte eine neuerliche Generalrenovierung unter der Federführung von Adolf Krischanitz.



Представителем "Венского Сецессиона" в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы, теоретик и педагог - Отто Вагнер. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. Среди них: Ян Котера, Йозеф Хоффманн, Макс Фабиани, Йоже Плечник, Павел Янак. "Стиль практической полезности" (нем. Nutzstil), разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда "Сецессион" иногда называют "стилем квадрата" (Quadratstil): квадратиш, практиш, гут:-)

Проект отеля "Вена". Вена I, Коловратринг (1910 г., арх. Отто Вагнер),
Proekt für das Hotel "Wien". Wien I, Kolowratring (1910, Archt. Otto Wagner).

Этот стиль отличался от извилистых линий "удара бича", придуманных Анри Ван де Вельде и Виктором Орта в Брюсселе и Хансом Ульрихом Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства "модерна", мало похожий на стилистику франко-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Томаса Чиппендейла, Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона. В 1901 г. - выставка шотландского художника Чарльза Рене Макинтоша и продукции возглавляемой им "школы Глазго".

Влияние вагнеровской школы сказалось на сложении стиля петербургского и московского "модерна", оно заметно во многих работах Иллариона Иванова-Шица и Федора Шехтеля в Москве.

В 1898-1899 гг. Йозеф Хоффман и Йозеф Мария Ольбрих выстраивают в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона. Эта смелая для своего времени постройка поразила венцев своим необычным видом:

фото Д.Ромодина

Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченными лавровыми листьями и 700 ягодами:

фото Д.Ромодина

Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным "вагнеровским" орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских "сецессионистов":

фото Д.Ромодина
фото Д.Ромодинафото Д.Ромодина
фото Д.Ромодина

Фронтон здания украшает позолоченная надпись со словами "Каждому времени - свое искусство, каждому искусству - своя свобода" ("Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit"). В 1908 году ее убрали с фасада здания, но при последующей реконструкции она была восстановлена. Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующие живопись, архитектуру и пластику (Malerei, Architektur, Plastik):

фото Д.Ромодина

Здание павильона серьезно пострадало во время бомбардировок Вены в 1945 году:

фото Д.Ромодина
Разрушенное здание "Сецессиона" в 1945 г. (фото с сайта "Сецессиона"),
Zerstörte Secession nach dem 2. Weltkrieg, Foto: Secession.

А в 1984-1985 гг. была проведена реставрация здания под руководством Адольфа Кришанитца, результатом которой стало возвращение зданию первоначального облика. Ныне в здании "Сецессиона" размещаются выставочные залы. Здесь же хранится знаменитый "Бетховенский фриз" Густава Климта. Сейчас рядом со зданием ведется строительство подземных подсобных и выставочных помещений (продолжение см. ниже).

Сам павильон расположен близи рынка Нашмаркт, который находится над перекрытой долиной реки Вены. В 1898-1899 гг., параллельно долине - была проложена линия городской железной пассажирской дороги, архитектором которой был уже известный нам Отто Вагнер. Он предполагал превратить долину реки Вены в стильный ансамбль:

фото Д.Ромодинафото Д.Ромодина
Слева: проект застройки Нашмаркта, разработанный арх. Отто Вагнером в 1890-х гг. (справа виднеется фрагмент павильона "Сецессион"). 
Справа - я попытался сделать фотографию с того же ракурса (ноябрь 2005 г.).

Однако проект был реализован лишь частично - из всего ансамбля в 1899 г. на Линке Винцайле (Linke Wienzeile) были построены лишь два жилых здания: №38 и №40 (продолжение см. ниже после текста на немецком языке).

фото Д.Ромодина

[DEUTSCH] Die Wienzeilenhäuser (Linke Wienzeile 38-40, 1060 Wien) von Otto Wagner sind ein Ensemble zwei Wohnhäuser, die in den Jahren 1898-1899 errichtet wurden. Das Haus ist ein wichtiges Beispiel für Wiener Jugendstilarchitektur um die Jahrhundertwende. Gerade eben war der Wienfluss reguliert worden und Wagner hatte die Vision, aus der Wienzeile zwischen dem Karlsplatz und Schönbrunn eine Prachtstraße zu machen. Wie bei den meisten späteren Projekten trat Wagner hier selbst auch als Bauherr auf, sodass er als Architekt seinen eigenen künstlerischen Visionen folgen konnte.

Das bekannteste ist das Majolikahaus (Wienzeile 40). Die Fassade ist mit glasierten Platten aus Majolika (zinnglasierte Keramik) der Firma Wienerberger (Ziegel- und Tonwarenerzeugung) vertäfelt, die mit Blumenmotiven geschmückt sind. Sie sind pflegeleicht und abwaschbar, denn für Otto Wagner war Hygiene ein wichtiger Bestandteil von Modernität. An der Gestaltung des bunten Blumenornamentes war auch Alois Ludwig beteiligt.

Das Nachbarhaus (Wienzeile 38) ist bekannt für seine spektakuläre Ecklösung, die in Form eines Viertelkreises ausgeführt ist. Das Haus ist weiß verputzt und mit goldenen Ornamenten von Koloman Moser belegt. Auf dem Dach befindet sich die Skulptur der Ruferinnen von Othmar Schimkowitz.


"Майоликовый дом" - Majolikahaus:

Самый известный дом №40, выстроенный в 1899 году. Фасад здания отделан глазурованной керамической плиткой (выполнена фирмой Винербергер (Wienerberger AG)). Такая поверхность легко очищается от грязи и обладает высокими эстетическими свойствами - Отто Вагнер придавал огромное значение гигиене, как важной составляющей современного быта. Декор выполнен по эскизам Алоиза Людвига":


фото Д.Ромодина
фото Д.Ромодинафото Д.Ромодина
фото Д.Ромодина

"Угловой дом" - Eckhaus:

Фасад соседнего, углового дома-ровесника, строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементов, выполненных по рисункам Коломана Мозера. Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица:


фото Д.Ромодина
фото Д.Ромодинафото Д.Ромодина
фото Д.Ромодина

Вот и подошел к концу мой краткий рассказ о трех самых ярких постройках Венского Сецессиона. Конечно, на этих трех постройках Cецессион не заканчивается – их в Вене много. Я лишь рассказал о самых своих любимых представителях данного стиля. Ну, а в следующей серии мы посмотрим на более привычный нам стиль "модерн" и украшения фасадов доходных домов Вены 1900-х гг.




См. также фотоальбомы: "Венская мозаика" и "Венский трамвай".

[DEUTSCH] Siehe auch: Wiener Mosaik und Wiener Strassenbahn.

Tags: архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments